7 дней, которые потрясли КИПР

В августе 2010 г. группа одержимых путешествиями членов клуба НЕВА в количестве 6 человек решила, что в сентябре, когда в Питере наступят холода, хорошо бы прихватить где-нибудь в южных странах ещё немного солнца, чтобы добавить его к тому пеклу, которым нас одарила этим летом природа.
Любые сборы в поездку мы начинаем с покупки билетов, а точнее с поиска экономного варианта. Обнаружив в чешских авиалиниях приемлемый вариант(он назывался акция) на Кипр, мы решили, что это как раз то, что нам надо. Покупка билетов нас сильно разочаровала: купить сразу 6 билетов не удавалось, продавали только 4. Нас это не испугало. Купили 4. А при покупке следующих двух выяснилось, что больше по акции билетов нет и цена теперь 16 тыс. руб вместо двенадцати. Попереживав 2 дня, обнаруживаем по приемлемой цене билеты на российские авиалинии прямо из Питера
прямо в Ларнаку. Т.о. летим двумя группами: одна через Прагу с десяти часовой пересадкой, а другая прямо на Кипр но на день позже.
Через Интернет-турфирму Палмари (www.palmarytravel.ru) бронируем в г.Пафосе
виллу на 6 человек, а также через фирму Hertz 2 машины.
Немного истории.

Кто только ни владел Кипром. Гай Юлий Цезарь и Антоний поочередно преподносили остров Клеопатре. Кипр был первой страной, которой управлял христианин. Некоторое время (веков несколько), Кипр принадлежал Византии. Затем английский король Ричард Львиное Сердце в 1911 году захватил Кипр (вот оно откуда
левостороннее движение на дорогах) и выгодно продал его ордену тамплиеров за 100 000 золотых дукатов. Тамплиеры от острова отказались и власть взял соратник Ричарда Ги де Лузиньяну. Эпоха англичан длилась ещё 3 столетия.Затем власть взяли генуэзцы, а потом венецианцы. В 1570г. на Кипре высадились турки и началось… до 1878г. Когда турки были вынуждены передать Кипр в аренду Великобритании. И вот уже в 1925г. остров стал британской колонией.
11 сентября в 12.00 наш самолет приземлился в столице Чехии – Праге. Была суббота,
улицы запружены туристами, посмотреть город было практически невозможно. Мы сделали несколько попыток и кругов по центру.

Прошлись по Карлову мосту, совершенно не видя его за людьми и торговцами бижутерией

И решили, что такая Прага нам совершенно не нравится. А посему, не пора ли нам подкрепиться. Мы много читали про пражские деликатесы: колено вепря, копченые ребрышки, хлебный суп и, конечно же, чешское пиво. Всё это к четырем часам дня манило и завлекало из всех пивниц, кафешек и ресторанчиков.
Заказали, слава богу не каждому по порции, а по порции на всех , но разного.
Хлебный суп – это такие капустные щи, очень острые и крепкие, налитые в хлебный
каравай с вынутым изнутри мякишем.

Это мы съесть не смогли, о чем жалеем по сей день.
Затем последовали свиные ребрышки, но в таком количестве, что потом ещё долго раздавались охи и вздохи по поводу пуговиц, которые почему-то перестали застегиваться на животе.

Всё это великолепие сопровождалось чешским специалитетом – ПИВОМ

Когда мы вышли из этой пивницы, настроение резко улучшилось , народу было также много, но он нам уже не мешал. Погуляв по городу, мы двинулись в аэропорт и в 22 часа вылетели в Ларнаку — аэропорт на Кипре. Кстати этот международный аэропорт был построен в 1974году за 8 недель на базе деревянного сарая. Вместо взлетной полосы использовали участок дороги Лимассол – Ларнака.

День второй.
Прилетели в 2.15 ночи. Но прилетели не все, Ольгин чемодан почему-то решил задержаться в неизвестном направлении. Мы понимали, что он, конечно, вернётся, но
всё равно было неприятно и обидно.
Аренда машины, заказанной из дома по Интернету, прошла практически мгновенно.
Нас уже ждали с ключами и машиной Опель Астра, с полным баком бензина.

Всё это удовольствие на 7 дней стоило нам на четверых 225 евро, т.е. по 56 евро на человека . По сравнению с Палмари, которая требовала за трансфер в одну сторону 180 евро, это большая разница.
Поехали, руль справа, движение левостороннее, за окном южная ночь. Сразу же начали вырабатывать у меня рефлекс. Когда я с поворота норовила перестроиться в правый ряд, все хором кричали «Капу к обочине!», поскольку Капитолина сидела со мной рядом и я,ориентируясь на неё, переходила в левый ряд.

До Пафоса, в который мы ехали, 140 км. Хай-вей просто замечательный, иногда даже освещенный фонарями вдоль дороги, 2 полосы в одну сторону и 2 в обратную.
И вот здесь мы столкнулись с первым парадоксом Кипра. Чистая математика: мы едем всё время со скоростью 100-110 км в час, Расстояние 140 км. Спрашивается в задачке, за сколько часов мы доедем до Пафоса. Даже не напрягайтесь, мы ехали ровно 2 часа.
И это не единственный случай.
В Пафос приехали в 4 часа утра, турфирма в сопроводительных инструкциях написала, что жить мы будем в самом центре города, рядом со всевозможными торговыми точками и в пятистах метрах от прекрасного пляжа Корал Бэй. Ориентируясь на эти указания, мы сделали круг по городу, но ничего не нашли. Сделали ещё круг, уже по другим улицам, и опять ничего не нашли. И началось… Мы метались по городу ни разу не повторив маршрут. Город мирно спал, не подозревая о нашей проблеме, людей почему-то тоже не встречалось, спросить было некого. Пару раз мы все-таки отловили несколько киприотов, и они с упорством маньяков, твердили про какие-то три светофора у которых надо поворачивать всё время направо. Но уже после второго светофора мы безнадежно терялись. Светало… Стали появляться люди, и наше передвижение приобрело какую-то осмысленность. Мы двигались явно на Запад. Как мы попали на нужную дорогу, а с неё на нужную улицу так и осталось для нас самих тайной. Дело в том, что мы потом ещё три дня отрабатывали маршрут и ни разу не попали домой с первого раза.
Ну а самый главный сюрприз от турфирмы, это то что наша вилла находилась в двенадцати километрах от г.Пафоса, а мы её искали в центре. Это был главный сюрприз, но не единственный. Вилла не имела никаких опознавательных знаков, надписей и обещанных зажженных фонарей. Единственная примета-ключ под ковриком. Но и найдя его, мы всё ещё сомневались, туда ли мы попали, может у них такая традиция – класть ключ под коврик.

Поспав часик, начали осматриваться, куда же мы попали и где будем жить целую неделю.
Вилла Лена двухэтажная, второй этаж – 3 двухместных спальни и две ванны с туалетами. Из спален выход на веранду с видом на море.

На первом этаже кухня со столовой, место, где всегда можно попить кофейку или вина.
Кстати с вином на Кипре очень хорошо, оно приятное на вкус и не очень пьяное. Мы выработали дневную норму – 4 литра и почти всегда в неё укладывались.

Это гостиная, где мы два раза сделали попытки посмотреть телевизор. Всё время

было ну совершенно некогда или так уматывались, что было не до телевизора.

Из столовой выход в сад и к барбекью.

У бассейна лежаки, на которых можно спать и загорать

Вокруг виллы садик, а в нем пальмы, розы , гранаты, лимоны (или лаймы)

Бассейн был нашим любимым местом, мы в нем утром делали зарядку, днем спасались от жары, а вечером пили вино. Правда, судя по времени на фото, вино мы пили и днем, когда спасались от жары.

Я отвлеклась описанием, а день второй всё продолжался и был о-о-очень длинным.
Наша ближайшая задача была, найти пляж. По рекламе турфирмы, он должен быть в пятистах метрах. Но, пройдя в сторону моря, мы обнаружили, что за нами находится выжженная земля, переходящая в скалистый обрыв, а под ним каменистый берег, спуска к которому не предусмотрено.
Нас это озадачило , но не испугало. Ведь у нас были машины, а значит, пляж мы себе всегда обеспечим. Во всем этом стыдно за турфирмы, которые втюхивают такую рекламу, которая потом оказывается полным блефом. Они рассчитывают на одноразовых клиентов, которые съездили, обожглись и больше с ними не поедут, а поедут с другими, но уже не будут им верить и будут готовы к любому обману.
Опыт подсказывал, что раз недалеко от нас есть отель, значит у него должен быть пляж.

Так оно и оказалось. Правда продираться туда пришлось через заросли камышей козьими тропами, вдоль колючей проволоки и железобетонного забора. Мы чувствовали себя какими-то тайными агентами, прибывшими на берег Средиземного моря с секретным заданием.

Тропу эту ,видимо, протоптали русские туристы, англичане на это бы не решились.

Пляж обычный, песчаный, но платный. Это нам не понравилось, тем более, что мы были «нелегалы». Этот пляж мы посетили только два раза, а потом нашли другой по душе.

В этот день нам предстояла встретить ещё двух наших, желающих отдохнуть.
Они прилетали в 20.00 и по нашему опыту, их можно было ждать в Пафосе часов в 10 вечера. Учитывая наши печальные поиски виллы, решили, что мы их встретим и покажем дорогу. Наивные чукотские девушки, как мы были доверчивы и самоуверенны. Но это будет потом, до ночи ещё далеко и мы двинулись осмотреть окрестности.
Недалеко от нас мы обнаружили церковь Святого Георгия.

На Кипре это очень распространенный святой, иконы с Георгием Победоносцем есть практически в каждой из церквей. Все они имеют вот такой непривычный для нас греческий вид.
За церковью, внизу – маленькая бухта с яхтами, небольшим пляжем и каким-то странным народом. Мы вначале не въехали и с интересом оглядывали окружающих. Вот две леди в годах (где-то за 50) нежно обнимаются и целуются, двое немолодых юношей явно нравятся друг другу, а дальше… Нет на этом приостановлю своё описание. С учетом бессонной ночи, мы уже не совсем адекватно воспринимали окружающее, а потому прилегли на мягкие топчанчики и сон мгновенно сморил нас.

Но, почти как Штирлиц, мы спали 15 минут. Чувство долга звало и будило нас. Мы ждали звонка от связных, прибывающих с Родины. Звонок был сигналом – пора выезжать в «черную дыру» под названием Пафос.
Наверное не надо долго описывать эту встречу, итак уже понятно, что мы , конечно, не встретились. Долго перезванивались, объясняя, где мы стоим, где они стоят. Потом переезжали и опять объясняли. Но встретиться не удавалось. В голосе уже появились истерические нотки и фразы, типа, «делаем последнюю попытку». Потом связные надолго замолкли и вдруг позвонили и с каким-то превосходством заявили, «ну, куда ехать, называйте». Мы не поняли, но назначили встречу у самой большой церкви в центре, сделали ещё один, пятый круг по городу. И …произошло воссоединение, объятья, поцелуи и много счастья.
Всё случилось как в фильме «Бриллиантовая рука». Ирина, измученная поисками,
вышла из машины и в сердцах произнесла «Черт побери, где их искать». Пробегавший
мимо иммигрант из России, услышал такие близкие любому русскому (будь он даже грузин) слова, притормозил и предложил свои услуги. Поскольку город он знал прекрасно, произошла наша встреча. Юношу звали Нукзар и он-таки был из Грузии.
Эта история имела продолжение, иначе зачем было появляться Нукзару. Но об этом дальше.
День практически закончился, мы благополучно в полночь прибыли на виллу, испили на сон грядущий вина и ,наконец, все уснули.

День третий(13.09.2010)

День начали ознакомлением вновь прибывших с уже разведанными нами местами. Пляж соседнего отеля имел три отдельных участка, каждый со своими особенностями: на одном всегда были волны и можно было качаться сколько влезет.

Второй – как бы детский, так мы его прозвали, с очень чистой, прозрачной водой и довольно мелкий

Ну и третий, как в сказке, «вовсе был дурак», туда впадал ручеёк каких-то стоков и мы там не купались. У нас в Питере своего такого полно.

На пляже – несколько ресторанчиков. В один их них мы зашли перекусить, так мы себе сказали. На Кипре, если ты идешь перекусить, больше одного блюда брать нельзя. А мы же привыкли : салат, первое, второе и компот. Как всегда, наступили на те же грабли.
Решили поесть супчика, «давненько мы не ели горячего»

Потом каждый взял по тарелке салата, все салаты разные и очень вкусные

До второго и компота дело не дошло, хотя выпили ещё по чашечке кофе и ушли полностью удовлетворенные, отдуваясь и пыхтя. Всё это нам обошлось по 10 евро

У местного населения мы вырвали признание, что сами-то они не купаются на этих пляжах. Есть недалеко от Пафоса местечко, так называемое природоохранное.
На пляже этого места выполняется государственная программа по сохранению популяции зелёных черепах. Вот там-то гурманы пляжного отдыха и обретаются. Мы, конечно же, причислили себя к таковым. Единственное неудобство, сказали нам, там не очень хорошая дорога. Ну мы-то умнее всех, решили мы. Взяли карту и проложили маршрут в обход этой «не очень хорошей дороги». Поехали через Пейю, в горы, через деревню Инею. Когда проезжали через эту деревню стало грызть недоброе предчувствие, улочки были настолько узкими, что машина еле продиралась между домами, и ни о каком , развернуться назад, уже не могло быть и речи. Вариант был только один – «вперёд!».
За деревней асфальта уже не было, пошла грунтовка, но ещё очень приличная .

Постепенно дорога теряла признаки дороги и становилась больше похожей на последствия камнепада. Уклон зашкаливал за все возможные проценты.

Часто приходилось выбирать между пробоиной в днище и поцарапанными боками.
Капа сидела тихо, иногда ойкала, но в силу своего малого роста весь ужас дороги был не доступен её обзору. Козы, сидящие на деревьях, с удивлением оглядывали нас, не понимая, что это за лягушонки в коробчонках грохочут мимо них.

Казалось, конца этой дороге не будет, но …так не бывает, конец есть всегда. Только не всегда он хороший. В нашем случае всё кончилось замечательно, мы выехали к морю почти без потерь ( не считая ободранных машин и одного оторванного локера) и почти в нужном месте. Очень не хочется говорить, но долг требует этого. Место, в которое мы выехали с гор, находилось всего в 3-х километрах от асфальтовой дороги и церкви святого Георгия. И дорога, о которой говорили «не очень хорошая», нам после нашего горного слалома показалась просто хай-веем. Но, с другой стороны, если бы мы не прошли это
испытание, где бы мы хлебнули столько адреналина и о чем бы мы рассказывали потом долгими зимними вечерами нашим изумленным слушателям.
Ещё несколько километров и мы на вожделенном пляже. Да, сюда стоило ехать через горы и ущелья. Песочек был белый и горячий, вода чистая и тёплая, а людей
практически не было. Это был наш пляж!

По всему берегу, сквозь песок пробивались цветы. Как и почему они росли на песке, было очень непонятно, но красиво

По пляжу были разбросаны вот такие ограждения, а в них кладки черепаших яиц.
Рядом с некоторыми валялись разбитые скорлупки. Хотелось думать, что это маленький черепашонок вылез на белый свет и ушел в море. А не злые люди сделали себе яичницу .

По берегу бегали крабы, крабихи и крабята. А мы с интересом наблюдали за их жизнью

Иногда на солнышко погреться выползал варан и застывал, прикидываясь камнем

Возвращались мы уже по дороге вдоль моря. Она была настолько живописна, что хотелось фотографировать каждый камень, каждый уголок.

День заканчивался и был насыщен приключениями и испытаниями. Всё это требовало достойного завершения .На Кипре достойное завершение – это много хорошего кипрского вина. А выпив вина, мы начинаем генерить идеи. Так случилось и на этот раз.
Капитолина вспомнила, что ей надо обязательно посмотреть, как на Кипре танцуют сальсу
и показать, как это делается в Питере. А для этого надо ехать в Пафос, туда, где клубы, музыка, веселье. Я в начале писала, что не зря в нашей жизни появился Нукзар, он ещё сыграет свою роль в нашей жизни. Так вот, «звонок другу» и Нукзар приезжает к нашей вилле ( хочу заметить, в 11 вечера), причем не один, а с человеком по имени Роман .
С нашей стороны были выставлены Капитолина и Ольга. Мы приняли все меры предосторожности: сказали ребятам, что у нас есть знакомый полицейский и сфотографировали номер машины, на которой уехали наши.

Вернулись они глубокой ночью в полном кайфе, но …не до конца удовлетворенные. На Кипре с сальсой всё обстоит гораздо хуже, чем в Питере и Капа им показала класс.

День четвёртый.
День прошел довольно бездарно, но немного о нём скажу.
С утра на пляж к черепашкам. Это на машинах 25 минут. И 2.5 часа блаженства на нашем диком пляже. Затем домой, обед и сиеста до 15.00. Жара невыносимая, хочется либо сидеть в бассейне, либо спать.
Встали обалдевшие и решили ехать в Лимассол, это 60 км по трассе. Лене кто-то рассказал, что там есть магазин с дешевым трикотажем ( трусы по 1 евро). Вот за этими трусами мы и потащились. А вообще, чтобы просто посмотреть другой город.
Ровно посредине пути находится место, в котором, как говорят киприоты, из пены морской вышла богиня красоты Афродита (Венера по римской мифологии). Две скалы, между которыми плещется море. Говорят, что вечная молодость гарантирована тому, кто искупается между этих скал. Судя по числу купающихся, Земле грозит перенаселение.

Наша Капа итак была очень далека от старости, а теперь, видимо, придется нам гулять на её свадьбе, а может ещё и не раз…

Влюбленные выкладывают из камней сердца, в знак своей вечной любви. Поэтому весь берег выложен этими символами. Идешь и страшно раздавить чью-то любовь.

Сказать, что в большом городе, не зная улиц, трудно ездить по левой стороне – это ничего не сказать.
Мы въехали в Лимассол и нас втянул автомобильный поток. Куда нам надо, где мы находимся? Ни на один вопрос мы не могли ответить. Просто ехали и ехали. Увидев продовольственный магазин, смогли у него остановиться, купили немного продуктов,
проехали ещё немного. Остановились у обувного магазина, купили по паре обуви и рванули домой, т.к. начало смеркаться. А у нас с Пафосом ночью очень сложные отношения. Вот такая была поездка в Лимассол за трусами и батоном.

День пятый
День начинался по накатанной программе. Завтрак, пляж черепашек, ланч на вилле.
В сиесту решили не спать, а поехать в горы, поискать таверну с настоящими кипрскими специалитетами. Приехали по наводке местных. Оказалось, таверна закрыта за недостаточностью клиентов

Но, «если я чего решил, то выпью обязательно». Решили в таверну, значит в таверну. Двинулись дальше в горы, через деревню Пея. В ней и притормозили осмотреть местные достопримечательности.
Как говорится, простая кипрская деревенька. В центре – церквушка с колоколом.

Несколько кафешек и ресторанчиков, магазинчики ( в том числе и ювелирные)

Ну и, конечно, библиотека. Куда же в деревне без библиотеки.

Город спал в полном смысле этого слова – сиеста. «Как пройти в библиотеку» спросить некого, да и незачем. Все пункты питания спали тоже, а мы ведь ехали с определенной целью – поесть специалитеты.
И тут вдруг, прямо как в сказке, что называется откуда не возьмись, подъезжает полицейская машина с очень симпатичным полицейским внутри.

Женщины, эти непредсказуемые существа, тут же начинают придумывать, чтобы такое у него спросить.

Про библиотеку мы уже всё знаем, поэтому спрашиваем, а нет ли тут поблизости виноградных плантаций и маленького винного заводика, хорошо бы с дегустацией.
Конечно, есть! как не быть! И этот наивный симпатичный полицейский начинает рисовать
у нас на карте маршрут, как добраться до этого культурного центра. Он ещё не понимает, что попался. Мы долго валяем дурочек, переспрашиваем, машем руками в противоположные стороны, и с любовью смотрим ему в глаза, которые в очках. В результате он звонит хозяину винного заводика Starling Weiner, который случайно оказывается его другом и договаривается, что сейчас привезёт нас. О.К. Мы своего добились и, как потом оказалось, не зря.
Выехали колонной. Долго петляли по горам, а потом ещё по какой-то деревеньке. Если бы не наш доблестный провожатый, не видать бы нам дегустации.

Виноградники на Кипре низенькие с маленькими кустиками, очень непривычные для нас.
Но вино получается очень вкусное. Делают они его только сухое.

Сувенирная фишка – вино «командария», оно, говорят, было на столе у Иесуса во время Тайной вечере.

А ещё о нём говорят «вино королей и королева вин»
Мы попробовали всё и ещё прихватили с собой. Кстати, сопровождавший нас полицейский, заметив, что я не пью по причине рулевого в машине, начал горячо убеждать меня не париться на эту тему: у них нет такого дурацкого обычая дышать в трубочку и потом штрафовать. Не может же человек жить без воды. А для киприотов вино-это их вода.

Расставались друзьями, обещали писать и заходить друг к другу в гости. В общем, всё как всегда

На прощание имели неосторожность спросить, а нет ли где поблизости таверны с киприотской едой и пивом. Наш друг – хозяин виноградников, тут же сел за руль одной из наших машин и
повез нас навстречу новым приятным ощущениям. Вообще, всё это очень напоминало Грузию во времена наших хороших отношений с ней.

Деревенская таверна не оправдала наших ожиданий в смысле деревенскости. Напоминала приличный ресторан в Сочи.

Еда удивила постоянством, также как и в Праге, нам предложили ребрышки ягненка на гриле ( правда у чехов вместо ягненка был вепрь).
Ну и пиво в неограниченном количестве.

Всё было о-о-очень вкусно, Ирина может подтвердить.

День шестой

Утро по программе ( завтрак, кофе, пляж с черепашками), дальше решили немного хлебнуть культурки и истории, побывать наконец в Пафосе днём, чтобы разгадать его магические особенности и походить по развалинам, которые развалили Апполон с Дионисием.
Пафос –это довольно пафосный город, с неспешными туристами-англичанами сидящими в кафешках на набережной. Для них дышать морским воздухам – это и есть главный отдых, для чего они едут на Кипр. А лежать на пляже под палящим солнцем….Фи…
Это оставьте русским и немцам.
Ещё небольшое отступление. Очень много слов , которыми мы пользуемся не задумываясь, пришли к нам с Кипра, такие как пафос, полис, и ещё много другого.
Итак, раскопки. Пафосские Мозаики — один из самых привлекательных туристских объектов, находятся примерно в 300м к северу от гавани. Мозаики внесены в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
В 1962г. случайно были обнаружены остатки строений, относящихся к III веку н. э. В ходе последующих многолетних раскопок археологи нашли фрагменты четырех зданий той поры, три из которых открыты для осмотра — это так называемые виллы Диониса, Тесея и Айона. Строения практически не сохранились, но мозаики остались в хорошем состоянии.

Лучше всего сохранились мозаики на вилле Диониса. Считается, что это здание было разрушено в результате сильного землетрясения в IV в. н.э. Виллы Тесея и Айона находятся немного в стороне, здесь мозаики менее впечатляющи, чем на вилле Диониса, но достойна внимания хорошо сохранившаяся многофигурная композиция на вилле Айона.

Впечатляет, но на жаре об этом не хочется думать

Также в центре города находятся катакомбы св. Соломонии и колонна Св.Павла – место бичевания апостола Павла, основавшего на Кипре первую христианскую общину.

После того, как организмы наполнились знаниями и впечатлениями, мы вышли на набережную со вполне определенной целью:потратить немного денег. Дело в том, что уже почти неделю мы обходились практически без шопинга. А это для женщины очень вредно, говорят даже вреднее, чем без секса.

Набережная – это сплошные магазины, где продаются сувениры и всякие народные промыслы: кружева и вышивки из деревни Лефкара, изделия из серебра с характерным кипрским рисунком, изделия из кожи по очень гуманным ценам, а также всё для пляжа и отдыха.

Прикупив подарки родственникам и друзьям, мы обнаружили, что день клонится к закату.                                                               Очень красивому закату.

Пришла пора прощаться с Кипром. Завтра улетаем. А вот эти мужчины даже не заметят этого и будут всё также приходить на эту набережную и играть в нарды

А мы будем смотреть на их фотографию и тихо им завидовать в нашем мрачном, слякотном Питере.

Кстати, Санкт-Петербург по гречески
«Ты Агия Петруполи»

Много мы увидели в этом сентябре, но кажется ещё бы денька три и нас бы это устроило.
Так кажется всегда, не хватает нескольких дней для полноты впечатлений. И это хорошо.
Это значит ,что мы ещё приедем сюда досмотреть, что не успели. Но уже приедем обогащенные теперешним опытом.

И день последний — седьмой
Ещё немного о кипрской кухне.
В первую очередь хочется выделить мезе – главнейший туристический аттракцион на Кипре. Это такой маленький пир, во время которого вам предложат перепробовать множество (около 30) холодных и горячих закусок, всевозможные сорта мяса и рыбы, а также овощи и морепродукты. Мезе различается как в различных частях Кипра, так и в каждом отдельном ресторане. Чем скромнее кафе или ресторан, в котором вы заказали мезе, тем меньше придется опасаться за свое здоровье. Однако, если вы посетите крупное заведение, не стремитесь перепробовать все закуски сразу! Помните, что за закусками последует еще не одна смена блюд.

У киприотов есть выражение «копиасте»- переводится оно как «садись, ешь и пей с нами». Что мы и сделали в последний день в Ларнаке, перед отлётом на Родину.
У нас был целый свободный вечер и мы посвятили его копиасте и мезе (рыбное)
Когда нам начали метать тарелочки на стол настроение всё время менялось. Первое,
«вкуснятинка, вот уж поедим!», затем «да, вкусно», потом « что, это тоже нам?»,
следом «сколько можно?», затем « это я съем, а это только надкушу», «не а, даже надкусывать не буду», и наконец, « ну всё, всё хватит, даже и не приносите ничего больше». Встали из-за стола слегка пьяные от еды, но о-о-чень довольные.
Ещё на острове очень популярен сувла – шашлык из больших кусков баранины. Мясо здесь , в отличии от Кавказа не маринуют и готовят не на шампурах, а на вертеле, который вращают непрерывно 1-2 часа. Подают его не с луком, а с базиликом.
Любопытна история происхождения ещё одного национального блюда – офто клефтико, что переводится как «еда разбойников». Блюдо представляет собой баранину , которую почти 6 часов запекают в глиняной духовке. Своим названием это блюдо обязано древним кипрским разбойникам, которые в целях конспирации не могли готовить пищу на открытом огне и запекали мясо в вырытых в земле и обложенных глиной печах.
В кипрских тавернах можно также отведать пастиччо- макаронное блюдо типа лазаньи или знаменитую мусаку – запеканку из фарша, баклажанов, помидор, картофеля под соусом бешамель.
Очень разнообразны морепродукты, ведь море везде, со всех сторон. Я пробовала ципуру, чем то напоминающую форель. Рыбу часто готовят на мангалах или в больших глиняных куполообразных печах.
Только на Кипре можно полакомиться жареным халлоуми – твердый белый овечий сыр.
Если вы зашли в таверну выпить кофе, хозяин поинтересуется, что вы хотите: скето (крепкий черный кофе без сахара), метриос (полусладкий, с одной ложкой сахара), или гликис (очень сладкий с двумя ложками сахара). Однако вне зависимости от названия кофе готовят в турке и запивают холодной водой.
О кухне Кипра можно говорить много, но как гласит восточная пословица « сколько ни повторяй слово халва, во рту сладко не станет». Поэтому надо ехать на Кипр и пробовать всё на месте.
КАЛИ ОРЭКСИ! ( приятного аппетита)